Сегодня российской контекстной рекламе исполняется 13 лет. 31 июля 2001 год был запущен Яндекс.Директ, и именно этот момент принято считать отправной точкой для рынка контекстной рекламы в России.
Агентство интернет-рекламы Блондинка.ру и сервис автоматизации контекстной рекламы
На протяжении последних 6 лет контекстная реклама прочно удерживала второе место среди рекламных медиа, уступая только телевидению. С 2009 года рост рынка составил 357% (с 11,3 млрд руб. до 51,6 млрд руб.). По данным АКАР, в 2013 году доля контекста на рынке интернет-рекламы составила 72%, а в первом триместре 2014 года – 80%.
На сегодняшний день в России работает 159 агентств, сертифицированных для работы с Яндекс.Директом.
В истории развития контекстной рекламы в России можно выделить следующие этапы:
2001 – Запуск первого русскоязычного сервиса поисковой рекламы «Яндекс.Директ».
2002 – Начало работы российского сервиса контекстной рекламы «Бегун».
- Изменения в Google AdWords: вместо CPM (системы оплаты за 1000 показов объявления) вводится система оплаты за клик – CPC.
- Российские пользователи теперь могут увидеть контекстные объявления Google AdWords в поисковой выдаче Google.
- Через год после старта у Яндекс.Директа уже 2500 рекламодателей.
2004 – У Google AdWords появляется русскоязычный интерфейс.
2006 – Google AdWords начинает полноценную работу с российскими рекламодателями.
2007 – Контекстная реклама в России впервые обогнала медийно-баннерную по объему закупок.
2008 – Мировой финансовый кризис и обвал индексов на мировых фондовых биржах способствовали перераспределению бюджетов на рынке в пользу контекстной рекламы, закрепив за контекстом лидерство в сфере digital.
2011 – В мае состоялась первая публичная продажа акций Яндекса. В итоге инвесторы приобрели 52,2 млн акций компании на 1,3 млрд $.
2013 – К концу года 70% рынка контекстной рекламы принадлежали Яндекс.Директу, 28,5% – Google AdWords, 1,5% – системе «Бегун».
По данным Яндекса за 2013 год, среднемесячный бюджет рекламодателей в Москве и Санкт-Петербурге составил 16 тыс. рублей, в регионах — 3,5 тыс. рублей.
На сегодняшний день рынок контекстной рекламы растет чуть медленнее, чем ранее. По данным исследования АКАР, в первом квартале 2014 года темп роста снизился до 38%. Во втором квартале этого года самым дорогостоящим было размещение в тематиках Транспортные услуги (85 руб. за клик), Автосервисы (54 руб.) и Торговля (50 руб.) – результаты исследования ИКРА.
Генеральный директор компаний Aori и «Блондинка.Ру» Татьяна Костенкова:
Контекст есть, был и будет. Контекстный рынок продолжает интенсивно расти за счет разных категорий клиентов – как категории Enterprise, так и среднего и малого бизнеса. Если сегмент крупных рекламодателей скорее замедлился с точки зрения темпов роста, рынок насыщен, крупные рекламодатели «прирастают» на 20–30% в год, то малый и средний бизнес в России только открывает для себя контекстную рекламу. Бюджеты SMB, по оценкам экспертов, увеличиваются на 50% в год.