25 апреля на конференции РИФ+КИБ 2014 прошла секция «ЭкоSEO. Куда дует ветер перемен в индустрии поискового продвижения». В рамках этой секции директор производства Ingate Digital Agency Сергей Панков представил доклад «Чего добился Яндекс? Цифры и факты об отмене ссылочного ранжирования».
Сергей начал доклад с того, что напомнил о том, как 12 марта 2014 года Яндекс объявил о начале эпохи бессылочного ранжирования в ряде тематик. Но специалисты в области SEO прекрасно понимают, что совсем отменить ссылки невозможно. Скорее всего, будет снижено значение ссылочных факторов. Эта тема вызвала большой резонанс в SEO-сообществе, высказывались самые противоречивые мнения.
Также докладчик кратко осветил историю ссылок в SEO. Ниже перечислены знаковые события:
Ingate регулярно проводит исследования выдачи. Это делалось и в момент отключения Яндексом ссылок. Основываясь на полученных данных, Сергей рассказал о том, насколько отличались позиции по запросам до и после заявления Яндекса.
На этом графике показано, что происходит с выдачей после среднестатистического апдейта. Как правило, 85% запросов не меняют своих позиций, некоторая часть позиций возрастает, а какая-то – падает. Это естественный результат изменения выдачи.
Что же происходило в момент, когда Яндекс объявил об отмене ссылочного? Если взять позиции по запросам именно в тех тематиках, в которых ссылки были отключены, то получится следующая картина:
Просело и возросло примерно одинаковое количество позиций.
Интересно, что если взять аналогичную схему для тематик, где ссылки не отключали, то график несильно изменится.
Получается, в результате активации этого алгоритма выдача изменилась во всех тематиках.
Есть примеры некоторых сайтов, у которых очень похожие запросы показали прямо противоположную динамику. То есть не исключено, что во всех изменениях, о которых заявлял Яндекс, была и какая-то часть рандомизации.
Если посмотреть на проекты, у которых снимали ссылки, то можно сделать ряд интересных замечаний. Как правило, после снятия ссылок запросы проседают: более частотные – сильнее, так как на них стояло больше ссылок; менее частотные – слабее, так как на них было меньше ссылок. Тем не менее проседание наблюдалось и там, и там. Эта информация была собрана еще в декабре. Что же произошло после?
Если посмотреть на графики, где на оси абсцисс показано, насколько просел запрос, а на оси ординат – процент запросов, которые на такое количество пунктов просели. Видно, что в тематиках и с работающими, и с отключенными ссылками ситуация изменилась, но и там и там резкое снятие ссылок ведет за собой снижение позиций. Так что стоит отметить, что сейчас снятие ссылок может привести к проседанию позиций, что может быть не связано с отключением ссылок – дело может быть в фильтре, который реагирует на неестественное ссылочное поведение.
Самый интересный эффект наблюдался в исследовании, проведенном отдельно по тематике недвижимость. Исследование велось по следующему алгоритму:
После отмены ссылочного в топ 10 в данной тематике серьезных изменений не произошло. 80% сайтов не потеряли своих позиций, при этом 20% были заменены: одни сайты пришли из топ 20, а другие туда опустились.
Если посмотреть на более детальную картину ситуации, то можно заметить, что сайты, которые занимали самые высокие позиции, на них и остались. Это говорит о том, что велось комплексное продвижение этих сайтов и строилось оно не только на ссылках. Поэтому влияние изменения алгоритма здесь минимально. А вот дальше в выдаче происходит более сильное ратирование. Это значит, что где-то SEO-специалисты использовали больше ссылок, где-то меньше, а где-то строили стратегию продвижения, основанную на внутренних факторах.
Чтобы разобраться, почему сайты по-разному отреагировали на обновление алгоритма ранжирования, было проведено сравнение подросших и просевших проектов. Ниже приведены некоторые факторы, по которым сопоставлялись сайты.
Стоит отметить, что у подросших сайтов количество страниц, проиндексированных Яндексом и Google, намного выше, чем у просевших. Вероятно, владельцы этих сайтов уделяют серьезное внимание их наполнению. Интересным фактом является и то, что возраст домена и время с его первой индексации никак не влияют на позиции.
Если посмотреть на текстовые параметры, то можно сделать вывод, что самые примитивные из них (объем текста, количество точных вхождений) не сильно влияют на позиции. Но есть факторы, показатели по которым заметно отличаются у просевших и подросших сайтов. Например, title. То есть те, кто серьезно занимался внутренней оптимизацией, в итоге получили рост позиций.
Также был проведен анализ функциональных элементов.
Для этой тематики были выделены самые распространенные элементы, например, фильтрация объектов в каталоге. Здесь расставлялись баллы: 0 баллов, если функционала вообще не было на сайте, 1 балл – если он был реализован достаточно стандартно, 2 балла – если это была нестандартная реализация с какими-то дополнительными элементами, сильно отличающая сайт от конкурентов.
Как видно из таблицы, есть группа функциональных элементов, по которым подросшие сайты заметно отличаются от просевших. То есть здесь видна прямая взаимосвязь между наличием этих функциональных элементов, обеспечивающих удобство работы пользователей, и поведением сайта после смены алгоритма. Таким образом, сразу становится понятно, над чем следует работать сайту в этой тематике.
Что касается непосредственно ссылок, то здесь были сделаны некоторые наблюдения. Есть такой SEO-миф как продвижение безанкорными ссылками. По данным Ingate, у подросших сайтов процент таких ссылок гораздо больше. Также серьезно отличается процент тематических ссылок. Получается, что ссылками нужно заниматься и они все еще учитываются. Все дело только в том, что работать с ними надо теперь более грамотно.
Подводя итоги своего выступления, Сергей сделал следующие выводы:
- 12 марта влияние ссылок в указанных Яндексом тематиках было понижено, но не отключено. При чем под вопросом остаются тематики, в которых Яндекс не заявлял об отмене ссылок, хотя там изменения точно были.
- В результате изменений выросли развитые, качественные и оптимизированные ресурсы, где уделялось серьезное внимание и технической оптимизации, и оптимизации контента, а также полезности ресурса и удобству его функционала.
Помимо этого, были даны и некоторые рекомендации:
- Провести чистку некачественных ссылок, а качественные оставить.
- Проверить оптимизацию посадочных страниц.
- Проанализировать юзабилити и функциональные элементы и доработать их, если есть такая необходимость.
- Постоянно развивать ресурс и наполнять его полезным контентом.
Также читайте другие обзоры с конференции РИФ+КИБ 2014:
РИФ+КИБ 2014: Стратегия и KPI в интернет-маркетинге
РИФ+КИБ 2014. Поисковый маркетинг: ингредиенты и рецепт
Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию