37% россиян не пользуются интернетом | Новости рынка SEO: 30 Июня 2014

Фонд Общественного Мнения провел очередной опрос на тему динамики проникновения интернета в России. Всего было опрошено 1500 человек из 100 городов и других населенных пунктов РФ. Возраст респондентов – от 18 до 65 лет. Допустимая статистическая погрешность — не больше 3,6%.

Согласно полученным результатам, 37% жителей России никогда не пользовались Всемирной Паутиной. У 21% опрошенных людей отсутствует не только возможность пользоваться интернетом, но и желание это делать. Причина этому очевидна – возраст большинства (55%) представителей этой группы составляет более 60 лет.

Среди респондентов есть и такие, кто хотел бы регулярно пользоваться интернетом, но такой возможности не имеет. Так ответило 8% опрошенных.

Данные исследования о регулярности посещения Всемирной Паутины также интересны. Респондентов, заходящих в Сеть не чаще одного раза в неделю, оказалось 14%, а в месяц – 4%. Тех, кто пользовался интернетом в течение последних суток, оказалось больше всего – 82%.

Исследование показало, что половина населения России (70,7 млн человек в месяц.) являются активными пользователями Интернета. Также по данным ФОМ, аудитория посетителей Сети составляет:

  • В сутки – 58,3 млн человек,
  • В неделю – 68 млн человек.

По сравнению с 2013 годом заметен небольшой, но всё-таки рост динамики проникновения интернета в РФ. В прошлом году аудитория увеличивалась следующим образом:

  • суточная – 66 миллионов человек (начало 2013, весна) и 68,7 миллиона (конец 2013, зима),
  • недельная – 62,9 млн. (весна) и 65,9 млн. (зима),
  • месячная – 52,1 млн. (весна) и 56,3 млн. (зима).

В целом количество интернет-пользователей по РФ составляет 70,7 миллиона уникальных пользователей в месяц, и  распределились они по регионам следующим образом:

  • Северо-Западный – 11% или 7,5 млн. человек,
  • Дальневосточный – 4% или 3,0 млн. человек,
  • Центральный – 29% или 20,3 млн. человек,
  • Приволжский – 19% или 13,6 млн. человек,
  • Уральский – 9% или 6,2 млн. человек,
  • Сибирский – 14% или 10,1 млн. человек,
  • Южный и Северо-Кавказский – 14% или 10,0 млн. человек.

В исследовании также содержатся сводные данные о проникновении интернета в российских городах с разным населением: отмечен рост динамики в городах-миллионниках и полумиллионниках:

На фоне этого интересно вспомнить вышедшее в начале июня исследование от компании 2ГИС, где анализировалось наличие или отсутствие корпоративных сайтов у российских компаний. Первую десятку антирейтинга составили региональные компании из Набережных Челнов, Астрахани, Липецка и некоторых других городов. Практически все они с населением чуть больше 500 000 жителей. Исключение составляют Барнаул (632 848),  Ульяновск (616 672) и Тольятти (718 127), в Калининграде же проживают 441 376 человек. Вернувшись к рейтингу ФОМ, мы видим, что обычных граждан этих городов, пользующихся интернетом, становится больше.

Это далеко не первое исследование ФОМ, посвящённое интернету в РФ. Фонд Общественного Мнения проводил исследования по таким связанным с интернетом аспектам, как дистанционное образование, безопасность детей в сети, интернет-зависимость, легальный и нелегальный контент и многое другое.

Специально для SEOnews результаты исследования прокомментировала Анна Зайцева — аналитик ИК «ФИНАМ»:

Почему 21% россиян не имеют желания пользоваться Сетью? Да, в этой цифре больше половины (55%) пожилых людей. Что, например, с остальными 45%?

Известны две разновидности цифрового разрыва внутри стран: между молодыми и старыми и между богатыми и бедными. В нашей стране можно добавить ещё проблему удалённых регионов. Таким образом, среди тех, кто не пользуется Интернетом, можно выделить три основных группы: пожилые, бедные и удалённые.

Остальным 45% либо не так долго осталось до пенсии. Зачастую, пожилые и бедные люди являются одновременно и одинокими, поэтому некому их научить пользоваться Сетью, да и лайков они там соберут немного. Остальным 45% недолго осталось до пенсии, это тоже немолодые люди.

Почему, на ваш взгляд, у одних нет желания пользоваться интернетом при его наличии под рукой, а у других — наоборот, желание есть, а возможностей нет?

За отсутствием желания может скрываться отсутствие возможности, как в басне про лису, которая заявила, что дескать “виноград зелен”. Известно, что когда цены на нововведение (в том числе и на доступ к Интернету) становятся доступнее, число не имеющих желания им пользоваться вдруг стремительно снижается. Те, кто говорят, что у них нет возможности, обычно говорят правду. А желание у них есть, потому что они знают от родственников, друзей или коллег, что Интернет может быть весьма полезен.

Изменятся ли данные? Когда, в какую сторону на ваш взгляд?

Репутация организации, которая провела опрос, позволяет надеяться, что данные изменятся лишь в ту сторону, в которую изменится действительность. А реальность сейчас меняется следующим образом: по мере смены поколений проникновение Интернета потихоньку увеличивается.  Данные опросов будут это отражать – если сами опросы будут продолжаться. В последние годы из-за отсутствие коммерческого спроса на результаты таких опросов, их проводят всё меньше организаций, а те, которые проводят – делают это реже.

Каково ваше видение ситуации, почему целых 37% россиян обходят интернет стороной?

Наше видение является тривиальным: для пожилых людей Интернет – слишком сложен, для бедных – слишком дорог, а для удалённых – и то, и другое.

.